Школьный музей
Некоммерческий фонд содействия укреплению семейно-исторической памяти граждан и соотечественников «Семейная история» сообщает, что на портале edu.famiry.ru откроется регистрация на бесплатный образовательный курс для школьников по изучению семейной истории (далее — Курс), где планируют научить школьников составлять свое древо и разбираться в родственных связях.
Курс состоит из двух этапов: онлайн-обучения и конкурса исследовательских работ школьников.
Для прохождения Курса обучающимся от 12 до 18 лет необходимо зарегистрироваться на портале edu.famiry.ru, после чего каждый участник получит доступ к образовательным видео, практическим заданиям, закрепляющим материалам. После прохождения Курса ученики смогут получить сертификаты участников, а также принять участие в конкурсе генеалогических работ.
Документальный фильм «Карбышев»,
доступный для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/i/4-pW7noEy6oWmg |
Наш школьный музей был основан в 2005 году с целью углубления патриотического и нравственного воспитания учащихся, создания условий для развития личностной сферы гимназиста. Основателем и организатором музея является бывший учитель, ныне почетный ветеран педагогического труда Лебедева Валентина Александровна.
Школьный музей при МБНОУ «Гимназии №44» носит название «История моей семьи в истории страны». Он был открыт приказом директора гимназии Потокиной Тамарой Евгеньевны в 2005 году. Однако история его началась намного раньше. В 1996 году при кабинете истории был создан Клуб любителей истории Отечества, сокращённо КЛИО, т.е. муза истории. Был создан совет клуба. Руководителей КЛИО стала Лебедева Валентина Александровна, учитель истории. В те же годы, когда рушились казавшиеся вечными ценности, потеряли смысл такие понятия, как мораль и нравственность, а патриотизм стал чуть ли не ругательным словом, молодым, неокрепшим душам учащихся нужна была опора на какие-то вечные, непреходящие ценности, опираясь на которые, можно было формировать нравственную личность. Такая задача стояла перед всеми педагогами, особенно перед педагогами-гуманитариями. Мы такую опору нашли в написании истории своей семьи. Семья — понятие наиболее близкое каждому человеку, особенно ребёнку. В семье формируются самые первые жизненные принципы и понятия, такие, как добро и зло, честность, трудолюбие, уважение к старшим, память о предках. Изучение истории своей семьи стало не просто фактом семейных воспоминаний. Оно показало, что история отдельной семьи тесно переплетается с историей страны, что в семье, как в капле воды, отражаются события, происходящие в стране. Это делает изучение исторических фактов более конкретным и осязаемым. И более интересным. Писали сочинения «Моя семья в годы ВОВ», «Моя семья в годы коллективизации», «КМК в истории моей семьи». Лучшие из этих работ были художественно оформлены и помещены на стендах в кабинете истории. Выставка вызвала большой интерес учащихся. Собралось большое количество письменного материала и фотографиях 30х-40х гг., материал нуждался в обработке и систематизации. Так возникла идея создания школьного музея. Она совпала со временем, когда началась волна восстановления прежде разрушенных школьных музеев по всей стране. В сентябре 2005 г. музей был открыт. По материалам наиболее интересных и содержательных работ учащихся, ещё в рамках КЛИО мы начали работу по созданию родословного древа. Опыта подобной работы ни у кого не было, работали, опираясь на интуицию и на единственный экземпляр печатного издания, которое удалось найти в библиотеке им. Н.В. Гоголя. Первая же работа, которую мы выставили на городскую научно-практическую конференцию в 1998 г. в номинации «Краеведение» получила первое место. Автор её – ученица 8 класса – Ратунская Яна. Это придало нам силы для дальнейшей работы.
Для решения этих задач деятельность музея ведётся по трём основным направлениям:
- история ВОВ и её герои,
- краеведение (изучение родного края, выдающихся личностей, внесших наибольший вклад в развитие города, области),
- генеалогические исследования.
Изучение учащимися истории своих семей проводится ещё и для того, чтобы помочь ощутить общность со старшими поколениями, познать истоки своего характера, темперамента, интеллекта, профессиональных пристрастий, чтобы способствовать укреплению семей на основе взаимопонимания, уважения и помощи, преемственности семейных традиций. Поисковая деятельность музея направлена на сбор различных материалов по истории ВОВ – фронтовые письма, награды, военное обмундирование. Учащиеся проводят самостоятельные исследования по истории города в годы войны, истории своих предков.
В нашем музее существует три постоянных экспозиции:
- «Вклад моей семьи в Победу»;
- «Оружие и награды советских и немецких солдат в годы Второй мировой войны»;
- «Виленское пехотное училище в г. Сталинске».
Сегодня ребята работают над оформлением новой экспозиции, посвящённой 95–летию всесоюзной пионерской организации. В нашей гимназии немало учителей, которые когда-то были пионерами. Они с готовностью могут поведать интересные истории о том времени. Из их уст слово «Пионер» звучит гордо! Активисты музея уже приступили к сбору материалов для будущей экспозиции, взяли несколько интервью у педагогов гимназии. На этом работа не остановилась, мы просим вас провести в своих классах анкетирование учеников и их родителей. Ответить на вопросы анкеты лично.
Готова совершенно новая экспозиция, посвящённая 400–летию города Новокузнецка. Преимущество, которой в её мобильности, интерактивности. Ребята составили интерактивный буклет экскурсий по любимому городу, сняли фильм о культурных объектах Новокузнецка. Вместе с ребятами, вы можете выбрать предложенный маршрут экскурсий и отправиться по памятным местам любимого города, не выходя из школы.
В настоящее время в учебной и внеклассной деятельности все больше используется метод проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию. Метод проектов используется при организации поисковой работы и в нашем музее.